- Какие заказчики бывают. Их ожидания и стереотипы.
- Как настроиться на работу “заказчик-партнер”.
- Как разговаривать с заказчиком на одном языке.
- Как заявить о своих преимуществах творческому специалисту.
Смотрите видео, в котором Юрий Ефремов отвечает на эти вопросы.
Типы клиентов, их ожидания и как с ними работать:
“Искусствовед”
Такие клиенты обладают вкусом и разбираются в искусстве. Прежде всего обращают внимание на качество дизайна. Для них важна красивая картинка. Поэтому “искусствовед” может твоими руками очень долго полировать свое творчество, доводить его до совершенства. Чтобы работать с такими клиентами, тебе нужно иметь в портфолио проекты высокого уровня и угадывать их вкус. Если с угадыванием не получиться, то придется объяснять разницу между дизайном и искусством. Какая задача у этого макета, какое назначение у сайта и т.д.
“Жмот”
Этот клиент думает только о цене. Он не понимает, почему за дизайн нужно платить много. Ведь это воздух, а воздух пока вообще бесплатный. Перевоспитать такого клиенты у тебя не получится, не трать свое время. От работы с “жмотами” ты не получишь ни удовольствия, ни денег, не креатива. Таких клиентов рекомендую отправлять в бан.
“Незнайка”
Он не знает, что хочет. Нет четкого видения своего проекта, не может внятно объяснить и сформулировать задачу. Выудить у него какую-либо информацию по проекту очень сложно и муторно. Имеет склонность пропадать и теряться на какое-то время. Работа с таким клиентом может затянуться на долго. Тебе придется делать то, не зная что, и идти туда, не зная куда. На самом старте попроси такого клиента заполнить подробный бриф вместе с тобой. А чтобы он не пропадал, договорись о временных границах реализации проекта. Например: Иван Иванович, давайте договоримся, что вся работа по дизайну сайту должна уложиться в 30 дней, поэтому будьте всегда на связи.
“Энерджайзер”
Вот у кого полно энергии и оптимизма. Такой клиент будет засыпать тебя своими идеями и референсами на протяжении всего проекта. Все, что его зацепит и понравиться, он попросит использовать в проекте. И пофиг, что это не подходит для его ЦА. “Энерджайзер” будет постоянно подгонять, спрашивать как идет работа и просить показать “хотя бы что есть”. Работая с такими клиентами, тебе придется научиться их осаживать и говорить “Стоп”, объяснять почему так делать нельзя и почему предложенная им идея не сработает.
“Сказочник”
Любит рассказывать какая у него крутая идея, какая слава на тебя обрушиться, если ты возьмешься за проект. Будет обещать в будущем море новых заказов и что приведет к тебе своих друзей и знакомых, крутых бизнесменов с крутыми задачами. Будет рассказывать, что ищет талантливого дизайнера и не может найти, и вот он встретил тебя. Все это сказки. Не ведись на эту лапшу. “Сказочник” никому никогда не заплатит. Получит от тебя, что хотел и ищи свищи его. Работать с таким типом можно, если будет грамотно составлен договор и сам проект будет интересным для портфолио.
“Господин”
Он был бы не против, чтобы ты обращался к нему: “Мой Господин”. Он правильно поставит тебе задачу и сделает предоплату, а потом будет спускать с тебя три шкуры. Ведь он заплатил деньги, он типа твой “хозяин” на время проекта. Такие клиенты любят все контролировать, делать тысячу правок и вносить новые вводные на середине проекта. Работа с “Господином” — это стресс. Чтобы его минимизировать, можно подстроиться под клиента, подыграть ему, а еще лучше подписать договор, где будут регламентироваться всевозможные нюансы, типа количества правок и т.д. и ссылаться на него.
“Мечта”
У такого клиента адекватный бюджет. Он хочет сделать все как надо. В твоей теме ничего не понимает и поэтому доверяет и не вникает в работу. Особо не торгуется и быстро согласовывает дизайн. Чаще всего приходит по рекомендации. Вот таких клиентов нужно носить на руках и не косячить. Соблюдай все договоренности и тогда работа с клиентом мечты будет долгой.
Основные опасения заказчика при работе с фрилансером:
- результат может не понравиться
- работу нужно контролировать
- фрилансер может получить предоплату и пропасть или просто “кинуть”
- фрилансер сорвет сроки
Мотивы заказчиков, которые ищут фриланс:
- заказчик сам профессионал и обращается за фрилансом с желанием сэкономить (например, у заказчика есть бюджет на разработку сайта 500 000 руб. и он вместо того, чтобы разместить заказ в агентстве, заходит на портал по фрилансу и ищет исполнителя за гораздо меньшую сумму, тем самым экономя бюджет проекта)
- заказчик четко понимает, какую задачу ему нужно решить, и идет на биржу за конкретным специалистом (например, чтобы разработать 3D модель для упаковки, нужно найти дизайнера, который на этом специализируется)
- если нужно реализовать небольшой проект или задачу быстро (у заказчика появилась срочная задача, на которую не хватило собственных сотрудников или задача возникла внезапно, в таком случае, в лице фрилансера заказчик получает конкретного человека, который несет ответственность за результат)
Преимущества фрилансера:
- мобильность (ты не привязан, в отличие от студий и агентств, к офису, адресу, городу и даже стране; если необходимо ты можешь работать у клиента в офисе)
- оперативность (ты менеджер и исполнитель в одном лице, и клиент будет все вопросы решать напрямую с тобой, что позволит ему доносить свои идеи и комментарии без потерь, а тебе реагировать на них быстро)
- гибкость (над тобой нет руководителей, все решения ты принимаешь сам)
- низкая цена (у тебя нет аренды, сотрудников в штате, а значит и больших расходов на обслуживание бизнеса и содержание бухгалтеров и юристов)
- быстрота (ты можешь себе позволить работать непрерывно над одним проектом и это позволит тебе выполнить его быстро)
- узкая специализация (например, ты крутой веб-дизайнер интернет-магазинов и постоянно развиваешь свои компетенции в этой теме)