- Общение с заказчиком в процессе работы.
- Вовлечение заказчика в творческий процесс. Как держать дистанцию.
- Случаи, в которых может понадобиться помощь заказчика. Как просить заказчика.
- Заказчик изменил задачу. Как реагировать.
- Учись говорить «нет» заказчику.
Смотрите видео, в котором Юрий Ефремов отвечает на эти вопросы.
Общение с заказчиком не должно прекращаться и в процессе работы. Будет нехорошо, если от начала работы по проекту и отправкой итоговой презентации ты не будешь коммуницировать с клиентом.
Как правило, заказчик хочет знать, как у тебя идет работа по проекту, как идет процесс, все ли хорошо. Относись к этому с пониманием. Не держи процесс работы в секрете, раскрывай карты.
Отчитывайся о проделанной работе. Даже если клиент не просит. Возьми себе за обязаловку системно писать клиенту о своих действиях, если срок выполнения задания больше недели. Клиент будет спокоен, что все идет по плану.
Не пропадай, будь всегда на связи. Если тебе необходимо уехать, где связь будет отсутствовать, поставь клиента в известность. А то он начнет переживать, когда не сможет дозвониться.
Сохраняй переписку с клиентом. Всё общение на протяжении проекта нужно фиксировать, чтобы при необходимости воспользоваться.
Думай о бизнесе клиента. Работая над проектом, смотри на него шире свое зоны ответственности. Прикинь, какие потребности у клиента могут возникнуть, какие проблемы ждут впереди, и предлагай решение. Например: “Иван Иваныч, вам еще может понадобиться 3d-модель упаковки для презентации” или “Мне кажется фотостиль вашего продукта будет спорить с дизайном”.
Вовлекай заказчика в творческий процесс. Совместная работа пойдет только на пользу проекту. Это выгодно тебе и клиенту.
Какие плюсы:
- Клиент почувствует свою значимость и станет разделять твои решения.
- Знания и опыт клиента создадут синергетический эффект с твоими навыками и умениями в дизайне.
- На выходе будет меньше правок и возможность избежать конфликтов. Так как клиент будет причастен к результату.
- Клиент сможет глубже разбираться в своем проекте. Ведь ему нужно будет воплотить твой дизайн в жизнь.
Не показывай предварительные варианты. Есть эксперты, кто рекомендует показывать предварительные варианты, эскизы, прототипы и т.д. Аргументируя это возможностью на раннем этапе внести корректировки, если заказчика не устроит, что ты показал. Я не рекомендую. Опыт показывает, что большинство клиентов рассматривают предварительные варианты, как конечные. Никакие объяснения не помогут. Это создание себе проблем на ровном месте. Клиент начнет оценивать незаконченный вариант и тебе придется работать с возражениями.
Всегда держи дистанцию. Клиент тебе не друг, не брат и не товарищ. Соблюдай субординацию, будь вежливым и уважительным. Если клиент посвящает тебя в личную жизнь или свои проблемы, старайся уходить от разговора, не вовлекаясь. Переходи с клиентом на “ты” только тогда, когда он сам это предложит.
Перед началом работы можно объяснить клиенту его роль и свою в творческом процессе. Ты — создаешь решение задачи клиента. Клиент — ставит тебе задачу, способствует ее решению, оказывает необходимую тебе помощь. Это нужно больше для того, чтобы заказчик не висел у тебя над душой.
Не забывай, что ты эксперт в своей области, а клиент нет. Поэтому не нужно задавать ему вопросы по своей части. Например, какой цвет больше подойдет для этой кнопки. Так ты себя будешь обесценивать.
Но бывают ситуации, когда тебе может потребоваться участие или помощь клиента:
- Возникли проблемы при разработке. Если ты столкнулся с проблемой в процессе работы, возникли противоречия с ТЗ, тупиковая ситуация, обсуди ее с заказчиком. Он больше тебя заинтересован в проекте и согласиться тебе помочь. Вместе больше шансов найти компромиссное решение.
- Запрос недостающей информации. У нас случались ситуации, когда мы не могли найти материалы от клиента (фото, исходники, описание и т.д.). Он их отправлял, но они случайным образом у нас терялись или удалялись. Такое тоже бывает) И встает вопрос, как запросить заново. Можно сказать как есть и попросить клиента продублировать информацию.
- Требуется участие третьих лиц. Например: ты разрабатываешь дизайн сайта и у тебя возникла необходимость обсудить свою идею с программистом. Как на него выйти? Обращаешься к заказчику, объясняешь ситуацию и просишь свести вас.
- Требуется доп.оплата от заказчика. Например: тебе для работы необходимо купить шрифт или фото. Выходишь на заказчика с этим вопросом, объясняешь зачем это необходимо и просишь сделать доплату.
Как говорить заказчику “Нет”
Многие дизайнеры часто боятся спорить с клиентами, отстаивать свою позицию. Думают, что клиент уйдет. Это напрасные опасения. Клиент заплатил деньги за твое профессиональное мнение. Ему важна твоя работа, а тебе важно научить клиента ее ценить. Как нужно правильно говорить “Нет” заказчику?
Примеры из моего опыта:
— А можно посмотреть промежуточные варианты, вдруг вы делаете не то?
— Нет, в этом нет смысла. Это будет непрофессионально с моей стороны.
— Давайте, вы будете отправлять мне на согласование дизайн сайта постранично?
— Нет, так вы не сможете почувствовать всю концепция дизайна сайта и я могу не уложиться в срок.
— Простите, что звоню в выходной день, но можно отправить мне исходники логотипа?
— Нет, сейчас я это сделать не могу, потому что отдыхаю. В понедельник до 10:00 исходники будут у вас на почте.
Стратегия ответа в том, что ты говоришь “Нет” и объясняешь почему. Клиента нужно слушать и уважать, но не подстраиваться под него. Не бойся отказывать клиенту и тогда ты сэкономишь свое время и сохранишь качество проекта.