- Подготовка презентации.
- Структура успешной презентации.
- Как защищать свои идеи.
- Работа с возражениями.
- Результат есть, что с ним делать дальше.
Смотрите видео, в котором Юрий Ефремов отвечает на эти вопросы.
Правила подготовки успешной презентации:
- Не отправляй презентацию по почте. Как делают многие? Пишут в письме что-то вроде: “Отправляю вам презентацию с вариантами логотипа. Жду обратной связи”. Во-первых, клиент ждет от тебя не pdf файл, он ждет демонстрацию твоего решения, комментарии и объяснения. Во-вторых, ты не сможешь повлиять на правильную оценку дизайна. Ведь ты дал клиенту карт-бланш этим письмом. Он может завалить тебя критикой и потом будет сложно его переубедить.
- Сообщи клиенту, что дизайн готов, и договорись на презентацию. Это может быть как личная встреча так и удаленная.
- Должны присутствовать все заинтересованные лица со стороны клиента, чтобы не играть в “глухие телефоны”.
- Продумай, как будешь защищать свое решение, и подготовь ответы на возможные возражения клиентов.
Структура успешной презентации:
Начинай презентацию с целей и задач проекта. Твой дизайн должен быть с ними в контексте.
Можно вставить в презентацию описание и портрет ЦА. Чтобы не забывать, для кого, прежде всего, ты делал дизайн.
Затем идет описание идеи. Параллельно ты на словах рассказываешь клиенту ход своих мыслей, поиск решения. Обосновываешь идею.
Ну и показываешь само решение. Удели особое внимание подаче. Сделай акцент на визуализации. Клиент выбирает сначала глазами, а только потом разумом.
Помни, что презентация — это твой помощник. Чтобы понять клиенту ход твоих мыслей.
Как защищать свои идеи:
Мне нравиться фраза: “Защищай дизайн до того, как на него нападут”. Это значит рассказывать клиенту на презентации, почему ты сделал именно так, а не иначе. Предупреждая возможные вопросы клиента.
Подготовь клиента. Напомни, для чего нужен дизайн, какие у него задачи. Например: “Передо мной стояла задача разработать дизайн макет наружной рекламы, который подчеркнет качество и натуральность продукта, а также его большой ассортимент”.
Веди встречу. Представь, что клиент зритель, а ты шоумен. Ты все это придумал и рулишь процессом. А клиент получит шикарный бонус в виде живой презентации.
Объясни правила игры. Расскажи как будет проходить презентация. Например: “Для решения вашей задачи я подготовил два варианта. Сейчас я о них расскажу, объясню как к ним пришел. Затем мы можем предложенные варианты обсудить, а вы задать вопросы”.
Расскажи как у других. При защите своих идей очень хорошо работает сравнение с конкурентами. Расскажите, на что они делают акцент, почему, чего хотят добиться. А потом расскажи про свое решение, и как оно выгодно отличается от конкурентов.
Доноси свои идеи просто и ясно.
Слушать во время презентации также важно, как и говорить. Обращай внимание на реакцию аудитории и позволь задать вопросы, если таковые будут.
Но бывает так, что клиент не почувствовал вау-эффекта и начинает возражать.
Клиент говорит: “Мне не нравится”.
Почему возникает такое возражение. Все очень просто. Дизайн — штука субъективная.
Тебе он кажется достойным. Но заказчик подходит к оценке твоей работы субъективно. Так как он не имеет дизайнерского образования, его оценка не профессиональная. Это нормальная ситуация. Тебе нужно научиться переводить оценку дизайна в объективную плоскость, опираясь на ТЗ, подключая логику и аргументацию.
Ты говоришь: “Действительно, бывают случаи, когда дизайн не нравиться. Согласитесь, это субъективная вещь. Я не буду вас спрашивать, что конкретно вам не понравилось. Давайте договоримся, что вы возьмете пару дней, подумаете над дизайном, поживете с ним, и мы обсудим как быть дальше в конструктивном русле. Подойдет такой вариант?”.
Можно спросить: “А есть то что понравилось в дизайне?” Так будет возможность выйти на позитив и зафиксировать, что клиента устраивает.
Если ты услышишь возражение “Мне не нравиться”, это не значит, что все пропало и проект нужно тормозить. Спроси: “Понятна ли была сама идея?”, “Какие есть предложения по улучшению вашего решения?”. Попроси заказчика прислать свои комментарии.
Корректируй презентацию и назначай следующую встречу.
Другие возражения могут касаться чего-то конкретного, а не всего дизайна.
Например: “Почему такой цвет”, “Почему такой шрифт”, “Почему такая форма” и тд.
Такие возражения возникают, когда клиент действительно этого не понимает или забыл про ТЗ.
Обработать такие возражения можно, объяснив почему именно так. Иначе тебе придется включиться в игру с цветами и шрифтами.
Представь себе ситуацию: ты презентовал заказчику свое решение, он его принял и задает тебе вопрос — А что мне с этим теперь делать? Не все заказчики знают, что делать дальше с дизайном. Будет круто, если ты направишь клиента. Расскажи все нюансы дальнейшего развития проекта. Как эффективно превратить дизайн в жизнь.
А еще лучше предложи клиенту сопровождение проекта и авторский надзор. Выгоды очевидны: максимально точно воплотить задуманное.
Работай с заказчиками долго, принося им пользу, делай успешными. Получай удовольствие от совместной работы с ними.